"Мастер и Маргарита" М. Булгакова мне очень понравился и заставил задуматься о важных проблемах: добре и зле, сущности дьявола, природе человеческой души. Сюжет "Мастера и Маргариты" достаточно интересен и насыщен действиями.
В Москву прибывает профессор черной магии Воланд со своей свитой: Коровьевым, Азазелло, Геллой и котом Бегемотом. С их появлением город сотрясает череда мистических событий. Дьявол решает провести своеобразный эксперимент, и проверить столичную публику на жадность и чувство милосердия. В ходе этого опыта каждый герой демонстрирует свое истинное «я».
Знакомство с Воландом оказывает такое большое влияние на молодого поэта Ивана Бездомного, что он попадает в психиатрическую лечебницу. Там он знакомится с одним из пациентов – неким Мастером, писателем. Он рассказывает Ивану о трагической судьбе своего романа о Понтии Пилате, а также делится историей свой любви с прекрасной женщиной по имени Маргарита. В романе Мастера события разворачиваются в древнем Ершалаиме. Последние дни Иешуа Га-Ноцри, его взаимоотношения с Понтием Пилатом самым удивительным образом переплетаются с историей любви главных героев.
Тем временем Маргарита ничего не знает о местонахождении любимого. Ради него женщина соглашается на предложение Воланда, и исполняет роль королевы на балу у сатаны. В качестве вознаграждения за свою жертву Маргарита навсегда воссоединяется с Мастером. Кроме того, Воланд восстанавливает сожженные рукописи о Понтии Пилате, и возвращает их влюбленным.
Образ дьявола в романе достаточно неоднозначный. С одной стороны он воплощение зла, а с другой он проповедует моральные ценности. Наказание Волонда настигает лишь тех, кто заслужил это своими действиями. При этом сам Сатана к этому никого не подталкивает. Что удивительно, это соотносится с библейским образом Дьявола. В конце-концов, в аду он тоже наказывает грешников. Если при первом прочтении два года назад мне показалось, что эти наказания забавны, то сейчас Воланд показался мне даже чрезмерно жестоким. Пусть люди и заботятся слишком о своем материальном достатке, но общество само должно регулировать подобные отклонения. Дьявол тут мне все-таки больше представляется нарушителем порядка с помощью которого Булгаков описывает нравы москвичей 30-х годов.
Добро и зло в романе неотрывно связаны. Даже положительные внешне персонажи совершает низкие и малодушные поступки. Например, Мастер сдается и сжигает свой роман, а Маргарита мстит критику Латунскому. Удивительно, но к этим проступкам Дьявол относится достаточно мягко.
"Он не заслужил света, он заслужил покой"», — сообщает Воланду Левий Матвей, что вызывает споры о концовке романа и об этих словах в частности. Многие пишут, что Мастер в конце романа получил прощение, но мне кажется, что это не так. Будучи слабым смертным человеком, который даже в загробном мире хочет остаться с Маргаритой. Он не верил в Бога и в искусство. Смалодушничав, не дописав роман, Мастер предопределил свое посмертие. Мне кажется, что покой - скорее наказание для человека, а особенно для писателя. Человеческая душа всегда должна к чему-то стремиться, а покой вызывает забвение и мучительную тоску. Мне кажется, что Дьявол наказал Мастера и Маргариту, просто по-своему. И это было худшее наказание.
Комментарии
Отправить комментарий