Сага о Форсайтайтах это цикл романов, написанный в начале 20-го века английским писателем Джоном Голсуорси. Временные рамки романа достаточно обширные - около сорока лет: с 1986-го до 1920-го года. За событиями и персонажами надо достаточно внимательно следить, так как семья эта достаточно многочисленна. Главным героем нельзя считать какого-то конкретного персонажа - это скорее семья Форсайтов. Клан характеризуется некоторыми чертами. Форсайты это люди в которых воплотилась сила благодаря которой они смогли завоевать свое место под солнцем. Для них мир имеет свою цену. Такое материальное отношение как и сила, так и порок и слабость. Семья оказывается бессильна перед неоценимыми в материальном смысле вещами. Им противостоят молодые и чуждые жадности люди, которые не чужды искусству - архитектор Босини, полюбившая его Ирэн, художник Джолион. При этом Форсайты, в отличии от них, ощущаются сначала единым целым, а потом семья распадается на глазах читателя. При этом, оправдывая фамилию молодой Джолиан, порвавший со своей семьей и совмещающий работу страхового агента с занятиями живописью, говорит о себе: «Я не сотворил ничего, что будет жить! Я был дилетантом, я только любил, но не создавал». Таким образом читатель видит все влияние семьи на ее членов. Нельзя сказать, что Форсайты не могут любить - они просто не понимают это чувство и не умеют его проявлять.
Первый роман - "Собственник". Он проникнут пафосом критики этого мира. В нем преобладает сатирическое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Форсайта. Сомс – наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. «Человек, пропитанный всеми предрассудками и верованиями своего класса», - говорит о нем Джолиан. Но в отличие от многих других Форсайтов, Сомс соединяет в себе противоречивые черты. Его чувство к Ирэн не удовлетворено, так как любовь и красота недоступны Сомсу, пусть всем существом своим он стремится к обладанию ими. «Факты и цифры, из которых складывалась жизнь Форсайтов», мешают ему понять, что любовь и красота основаны на свободе.
Повествование начинается с приема в доме старого Джолиона в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. С самого начала мы понимает насколько сильная конкуренция царит в клане Форсайтов. Семейство представляет из себя верхушку английской буржуазии и главными ценностями является обогащение. Из-за всего этого ощущается общее напряжение из-за эксцентричного мистера Босини, который является архитектором и к тому же неодобряется Старым Джолионам - дедом Джун.
После знакомства с данными персонжами, мы узнаем о главном внутрисемейном конфликте, который красной нитью проходит по всему роману: любовь и "форсайтские нормы". Оказывается, что отец Джун женился по любви и работает страховым агентом, а также пишет акварелью. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и привязывается к внукам— малыши Джолли и Холли.
У сына Джемса, Сомса, в семье неблагополучно, пусть он всячески это скрывает. Семья Его жена чужда для круга Форсайтов. Ирэн вышла замуж за ухажевшего за ней полтора года Сомса от безвыходности положения. Тот обещал девушке свободу в случае неудачности брака, но обещания он не выполнил, хотя Ирэн сразу поняла, что совершила ошибку, согласившись на брак. Сомс нанимает Босини для строительства дома, но у того с Ирэн завязывается роман, что вызывает пересуды. Старый Джолион тем временем следует своим желанием и восстанавливает сына в правах в завещании, чувствуя, что мстит за то презрение, что оказывали его сыну эти годы.
Сомс подает иск на архитектора и выигрывает, а Ирэн исчезает. Босини задавлен каретой. Вскоре она возвращается в дом и Старый Джолиан стремиться помочь, но Сомс не позволяет ему вмешиваться. Победа Форсайта мнимая. Размышляя о смерти Босини и ее последствиях, молодой Джолиан приходит к выводу о том, что «эта смерть разобьет семью Форсайтов. Удар скользнул мимо выставленной ими преграды и врезался в самую сердцевину дерева. На взгляд посторонних, оно еще будет цвести, как и прежде, будет горделиво возвышаться напоказ всему Лондону, но ствол его уже мертв, он сожжен той же молнией, что сразила Босини». Смерть Босини имеет последствия не только для личной жизни Сомса, но она предвещает и гибель благополучия всех Форсайтов. Именно за этим мы и наблюдаем в течение всей саги.
Комментарии
Отправить комментарий