К основному контенту

Сага о Форсайтах: гибель их благополучия

 Сага о Форсайтайтах это цикл романов, написанный в начале 20-го века английским писателем Джоном Голсуорси. Временные рамки романа достаточно обширные - около сорока лет: с 1986-го до 1920-го года. За событиями и персонажами надо достаточно внимательно следить, так как семья эта достаточно многочисленна. Главным героем нельзя считать какого-то конкретного персонажа - это скорее семья Форсайтов. Клан характеризуется некоторыми чертами. Форсайты это люди в которых воплотилась сила благодаря которой они смогли завоевать свое место под солнцем. Для них мир имеет свою цену. Такое материальное отношение как и сила, так и порок и слабость. Семья оказывается бессильна перед неоценимыми в материальном смысле вещами. Им противостоят молодые и чуждые жадности люди, которые не чужды искусству - архитектор Босини, полюбившая его Ирэн, художник Джолион. При этом Форсайты, в отличии от них, ощущаются сначала единым целым, а потом семья распадается на глазах читателя. При этом, оправдывая фамилию молодой Джолиан, порвавший со своей семьей и совмещающий работу страхового агента с занятиями живописью, говорит о себе: «Я не сотворил ничего, что будет жить! Я был дилетантом, я только любил, но не создавал». Таким образом читатель видит все влияние семьи на ее членов. Нельзя сказать, что Форсайты не могут любить - они просто не понимают это чувство и не умеют его проявлять. 

Первый роман - "Собственник". Он проникнут пафосом критики этого мира. В нем преобладает сатирическое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Форсайта. Сомс – наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. «Человек, пропитанный всеми предрассудками и верованиями своего класса», - говорит о нем Джолиан. Но в отличие от многих других Форсайтов, Сомс соединяет в себе противоречивые черты. Его чувство к Ирэн не удовлетворено, так как любовь и красота недоступны Сомсу, пусть всем существом своим он стремится к обладанию ими. «Факты и цифры, из которых складывалась жизнь Форсайтов», мешают ему понять, что любовь и красота основаны на свободе. 

 Повествование начинается с приема в доме старого Джолиона в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. С самого начала мы понимает насколько сильная конкуренция царит в клане Форсайтов. Семейство представляет из себя верхушку английской буржуазии и главными ценностями является обогащение. Из-за всего этого ощущается общее напряжение из-за эксцентричного мистера Босини, который является архитектором и к тому же неодобряется Старым Джолионам - дедом Джун.

После знакомства с данными персонжами, мы узнаем о главном внутрисемейном конфликте, который красной нитью проходит по всему роману: любовь и "форсайтские нормы". Оказывается, что отец Джун женился по любви и работает страховым агентом, а также пишет акварелью. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и привязывается к внукам— малыши Джолли и Холли.

У сына Джемса, Сомса, в семье неблагополучно, пусть он всячески это скрывает. Семья Его жена чужда для круга Форсайтов. Ирэн вышла замуж за ухажевшего за ней полтора года Сомса от безвыходности положения. Тот обещал девушке свободу в случае неудачности брака, но обещания он не выполнил, хотя Ирэн сразу поняла, что совершила ошибку, согласившись на брак. Сомс нанимает Босини для строительства дома, но у того с Ирэн завязывается роман, что вызывает пересуды. Старый Джолион тем временем следует своим желанием и восстанавливает сына в правах в завещании, чувствуя, что мстит за то презрение, что оказывали его сыну эти годы.

Сомс подает иск на архитектора и выигрывает, а Ирэн исчезает. Босини задавлен каретой. Вскоре она возвращается в дом и Старый Джолиан стремиться помочь, но Сомс не позволяет ему вмешиваться. Победа Форсайта мнимая. Размышляя о смерти Босини и ее последствиях, молодой Джолиан приходит к выводу о том, что «эта смерть разобьет семью Форсайтов. Удар скользнул мимо выставленной ими преграды и врезался в самую сердцевину дерева. На взгляд посторонних, оно еще будет цвести, как и прежде, будет горделиво возвышаться напоказ всему Лондону, но ствол его уже мертв, он сожжен той же молнией, что сразила Босини». Смерть Босини имеет последствия не только для личной жизни Сомса, но она предвещает и гибель благополучия всех Форсайтов. Именно за этим мы и наблюдаем в течение всей саги.

Книга достаточно быстро меня утомляла, но все равно мне понравилась. "Сага..." привела меня к размышлениям о ценностях, любви и внутрисемейных ограничениях, а так же о причинах гибели многих семейных родов. 

Уход викторианской эпохи чувствуется в произведении. Автор передает свое ощущение ее ухода Сомсу и мы вместе с ними наблюдаем за расцветом, упадком и гибелью этой эпохи. В 1913 году положение Англии было не лучше чем в 188, когда Форсайты собрались в доме старого Джолиона на празднование помолвки Джун и Филипа Босини. А в 1920 году, когда вся семья снова собралась, для благословения брака Флер с Майклом Монтом, положение Англии стало чересчур расплывчатым и безысходным. Тем не менее, автор не концентрируется на деталях как изобретение автомобиля и самолета, появление дешевой прессы и рост городов, так как это не главная тема романа.

Любовь раскрывается в романе с разных сторон. Здесь присутствует безответная любовь муза к жене. В рамках этой истории мы наблюдаем за браком, что заранее обречен на провал. Муж не понимает, что любовь нельзя купить и что он вообще делает не так. А жена просто с самого начала не испытывает к нему теплых чувств. Родительская любовь также раскрывается за счет взаимоотношений отца и сына. Не смотря на ссору, родитель любит своего ребенка и проявляет свою любовь в мелочах. Запретная любовь проявляется в отношениях Ирэн и Босини,чья история заканчивается весьма печально.

Центральной, как мне кажется, является все-таки тема семьи. Мы наблюдаем за разрушением буржуазной семьи, что само по себе представляется мне трагедией. То, что по идее объединяло родственников - теперь отдаляет их друг от друга. Люди, что заботятся только о собственном материальном достатке не могут существовать вместе без конфликтов, а с условием того, что люди идущие по зову сердца изгоняются - разрушение семьи вполне закономерно. 


"Сага о Форсайтах" мне понравилась, мне близки темы, что она раскрывает и скорее всего я прочту весь цикл романов об этой семье.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

“Город в романе становится реальным действующим лицом, со своим характером, лицом, образом жизни” Давая четкие названия мест Раскольникова, Достоевский вполне точно обозначает чуть ли не главного персонажа романа. Большинство действий романа происходят в одной районе. Сенная площадь воплощает в себе центр порока где торгуют прямо с лотков, но дешевле чем в других районах, где толпятся люди, где стоят дешевые публичные дома, ночлежки и многочисленные трактиры. Память этого места настолько сильна, что на кривом “тошнильном” переулке до сих пор располагаются не самые приличные заведения. “Сама атмосфера Города, кажется, способствует преступлению Раскольникова.”  Не только в квартире Раскольникова душно, как в гробу. В самом Санкт-Петербурге так же душно. Все улицы тупиковые, с двух сторон улиц видны дома, которые подобно стенам не дают найти выхода из лабиринта мрачности. Единственное светлое пятно - Юсупов сад, через который Раскольников идет надеясь передумать. Только сам город будто не

Э. М. Ремарк "Три товарища"

Э. М. Ремарк знаменит благодаря своим произведениям о послевоенной эпохе. Именно тогда происходят действия книги "Три товарища". В ней раскрывается тема дружбы и любви, на фоне послевоенной разрухи и нищеты. В произведении автор показывает потерянное поколение. Люди вернувшиеся с войны не могут найти себя.  Роберт,  Отто и Готтфрид не могли ощутить радости своей молодости, у них не было времени на учебу, любовь и развлечения. Единственное, что помогало им жить в этом мире, - это их дружба, которой в произведении уделено много внимания. Единственный смысл жизни героев романа "Три товарища" в помощи близким людям.  С появления в романе Патриции Хольман, начинается развитие темы любви.  Э.М. Ремарк показывакт взаимоотношения Пат и Роберта. Локамп ведет себя с любимой девушкой как подросток. У него не было времени на любовь и он испытал это чувство лишь в тридцать лет. Это тоже признак «потерянного поколения».  Роберт не знает, что должен сказать Патриции, подходит ли о

Повесть "Иван" В. О. Богомолов

Повесть начинается с того, что старшего лейтенанта Гальцева, который и будет рассказчиком повести, будят среди ночи. Пюю Был задержан мальчик лет одиннадцати, который назвался Бондаревым и требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Оказывается, что Иван Бондарев - разведчик. Спустя три дня Гальцев и Холин сопровождают мальчика на другую сторону Днепра. Вернувшись к своим, Холин рассказал Гальцеву какая опасность ждет Ивана и поставил в укор рассказчику, что тот не дал мальчику нож, когда тот просил. При этом он не знал, что эта финка - "единственная память о погибшем друге, единственно уцелевшая его личная вещь." Гальцев заказывает такой же нож и передает его через подподколвника Грязнова.  От него же он узнает, что Иван вернулся с задания, но самовольно ушел перед отправкой в суворовское училище. Уже потом Гальцев, в Берлине, куда был отправлен "для захвата немецких архивов и документов", прочитал донесение откуда узнал, что маленький разведчик был расстрелян.  Сер