К основному контенту

Чайка: трагедия будничности и реализма

 Великий классик создавал множество  прекрасных  произведений, которые заставляли читателя задуматься о своей жизни.  Среди творений автора было много и комедийных творений. И одно из них – пьеса «Чайка».

С первых страниц комедии мы видим, что перед нами предстает имение Петра Николаевича Сорина. В гостях у него находится его сестра Ирина со своим сыном Константином и беллетристом Тригориным. За ужином, приглашенные гости, смотрят пьесу, сочиненную Константином, которая состоит лишь из одного монолога. Исполняет его Нина, возлюбленная Треплева. Родители девушки не желают, чтобы она увлекалась театром, поэтому и она скрытно прибывает в имение. Константину Тригорин не нравится, так как он думает, что тот уведет у него девушку. Ожидая Нину Заречную Константин рассказывает о своих горестях, отношениях с матерью и Ниной дяде. Сорин очень увлекался театром и в молодости тоже хотел писать произведения, но судьба распорядилась по-другому. Среди приглашенных людей  присутствуют и военный в отставке со своей женой и дочерью, и врач, и педагог, влюбленный в дочь управляющего у Сорина. Но Маше нравится Константин Треплев.

Начинается представление, где Нина Заречная от всей души читает текст, но мать Константина прерывает спектакль и высмеивает своего сына, думая, что все это шутка. Треплев, раздраженный,  убегает. Гости же считают, что пьесу надо доработать, но отмечают талант и мастерство исполнения Нины. Проходит несколько дней и Нина посещает Аркадину. Она восхищена талантом актрисы, и очень хочет выступать так же как она. Ирине Николаевне скучно в поместье, и она хочет уехать в город, но управляющий не дает ей лошадей, так как они нужны в хозяйстве. Происходит скандал. У брата Аркадиной случается приступ астмы. Все это видит Нина, и ей непонятно, почему они ведут себя так, ведь они обыкновенные люди.

Параллельно со всеми происходящими событиями Треплев ревнует Нину, и в отчаянии бросает к ногам девушки убитую чайку. Он говорит, что покончит с собой из-за того, что Нина заинтересовалась Тригориным. Константин сдерживает свое обещание -он стреляется, но лишь ранит слегка себя. Его мать ухаживает заботливо за ним, а Константин не может никак успокоиться и оскорбляет Тригорина. Нина увлекается беллетристом и объясняется в своих чувствах Тригорину.  Аркадина помогает им уехать из поместья, и они встречаются в Москве.


Проходит какое-то время. Треплев все пишет, и его труды публикуют в журналах, и он даже получает гонорар. У Нины жизнь не сложилась: Тригорин ее бросил, ребенка она потеряла. Актрисой стать она так и не смогла, и домой вернуться она не могла, так что оставалась на постоялом дворе, называя себя "чайка". Ирина Николаевна вновь приезжает в гости к брату с Тригориным.  У  нее все прекрасно, сыном она не интересуется. Константин же встречается с Ниной в городе и объясняется ей в любви. Он готов простить ей все, лишь бы она была вместе с ним, но девушка отвергает его. Треплев, полный отчаяния и горя, убивает себя.


При чтении пьесы я не могла не обратить внимание на пренебрежение Чеховым законами драмы, что делает "Чайку" революционной. Внешне пьеса реалистична, но в ней отсутствует сценическая интрига, а основные изменения в отношениях героев происходят за кулисами. Например, мы узнаем о первой попытке самоубийства Треплева, о его ссоре с Тригорином и вызове на дуэль иы узнаем из разговора.

На сцене совершаются рутинные  действия, ведутся незначительные разговоры о посторонних вещах, а подлинный же смысл диалога зачастую содержится в подтексте. Место развязги интриги А.П. Чехов подогревает читательский интерес, одновременно делая события реалистичнее и буднечнее. Действительно, параллели с реальной жизнью видны очень хорошо. Обычно пьесы отличаются от жизни быстротой решения конфликтов и раскрытием мотиваций всех персонажей, но пьеса "Чайка" в этом похожа на жизнь, где конфликты идут годами, а мотивацию человека и его истинную суть можно не узнать никогда. Кроме того, читатели узнают возраст большинства персонажей, а так же незначительные детали, что также способствует реалистичности.

Комические эпизоды заканчиваются драматично и наоборот. В авторском определении серьезной трагической пьесы как комедии, видно сходство с "Вишневым садом". Также сходство видно в том, что персонажи "не слышат" друг друга.

Мне показалось интересным, что некоторые сюжетные ходы, действия и реплики повторяются, создавая лейтмотив и отвлекая от поворотов сюжета. Так, например, в разных частях пьесы появляется образ чайки.

Более всего меня поразила главная трагедия пьесы, которой я считаю будничность. Все в "Чайке" течет своим чередом, представляется обыкновенным. Так, будто все трагедии не имеют особого значения. Автор показывает, что не смотря ни на что, жизнь идет дальше, как будто ничего не случилось. В конце пьесы Дорн говорит Тригорину, так будто о какой-то светской сплетне: "ведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился...". И это мне кажется самым страшным.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

“Город в романе становится реальным действующим лицом, со своим характером, лицом, образом жизни” Давая четкие названия мест Раскольникова, Достоевский вполне точно обозначает чуть ли не главного персонажа романа. Большинство действий романа происходят в одной районе. Сенная площадь воплощает в себе центр порока где торгуют прямо с лотков, но дешевле чем в других районах, где толпятся люди, где стоят дешевые публичные дома, ночлежки и многочисленные трактиры. Память этого места настолько сильна, что на кривом “тошнильном” переулке до сих пор располагаются не самые приличные заведения. “Сама атмосфера Города, кажется, способствует преступлению Раскольникова.”  Не только в квартире Раскольникова душно, как в гробу. В самом Санкт-Петербурге так же душно. Все улицы тупиковые, с двух сторон улиц видны дома, которые подобно стенам не дают найти выхода из лабиринта мрачности. Единственное светлое пятно - Юсупов сад, через который Раскольников идет надеясь передумать. Только сам город будто не

Э. М. Ремарк "Три товарища"

Э. М. Ремарк знаменит благодаря своим произведениям о послевоенной эпохе. Именно тогда происходят действия книги "Три товарища". В ней раскрывается тема дружбы и любви, на фоне послевоенной разрухи и нищеты. В произведении автор показывает потерянное поколение. Люди вернувшиеся с войны не могут найти себя.  Роберт,  Отто и Готтфрид не могли ощутить радости своей молодости, у них не было времени на учебу, любовь и развлечения. Единственное, что помогало им жить в этом мире, - это их дружба, которой в произведении уделено много внимания. Единственный смысл жизни героев романа "Три товарища" в помощи близким людям.  С появления в романе Патриции Хольман, начинается развитие темы любви.  Э.М. Ремарк показывакт взаимоотношения Пат и Роберта. Локамп ведет себя с любимой девушкой как подросток. У него не было времени на любовь и он испытал это чувство лишь в тридцать лет. Это тоже признак «потерянного поколения».  Роберт не знает, что должен сказать Патриции, подходит ли о

Повесть "Иван" В. О. Богомолов

Повесть начинается с того, что старшего лейтенанта Гальцева, который и будет рассказчиком повести, будят среди ночи. Пюю Был задержан мальчик лет одиннадцати, который назвался Бондаревым и требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Оказывается, что Иван Бондарев - разведчик. Спустя три дня Гальцев и Холин сопровождают мальчика на другую сторону Днепра. Вернувшись к своим, Холин рассказал Гальцеву какая опасность ждет Ивана и поставил в укор рассказчику, что тот не дал мальчику нож, когда тот просил. При этом он не знал, что эта финка - "единственная память о погибшем друге, единственно уцелевшая его личная вещь." Гальцев заказывает такой же нож и передает его через подподколвника Грязнова.  От него же он узнает, что Иван вернулся с задания, но самовольно ушел перед отправкой в суворовское училище. Уже потом Гальцев, в Берлине, куда был отправлен "для захвата немецких архивов и документов", прочитал донесение откуда узнал, что маленький разведчик был расстрелян.  Сер