“Город в романе становится реальным действующим лицом, со своим характером, лицом, образом жизни”
Давая четкие названия мест Раскольникова, Достоевский вполне точно обозначает чуть ли не главного персонажа романа. Большинство действий романа происходят в одной районе. Сенная площадь воплощает в себе центр порока где торгуют прямо с лотков, но дешевле чем в других районах, где толпятся люди, где стоят дешевые публичные дома, ночлежки и многочисленные трактиры. Память этого места настолько сильна, что на кривом “тошнильном” переулке до сих пор располагаются не самые приличные заведения.
“Сама атмосфера Города, кажется, способствует преступлению Раскольникова.”
Не только в квартире Раскольникова душно, как в гробу. В самом Санкт-Петербурге так же душно. Все улицы тупиковые, с двух сторон улиц видны дома, которые подобно стенам не дают найти выхода из лабиринта мрачности. Единственное светлое пятно - Юсупов сад, через который Раскольников идет надеясь передумать. Только сам город будто не оставляет выбора. Большинство домов на улицах и переулках, вокруг дома Раскольникова, а его предположительно писали с двух домов одной и той же улицы, находятся высокие, пыльно-желтые дома с дворами-колодцами. Как пишет Достоевский, здания: “давят”, воздух: “вонючий, пыльный, зараженный”. Даже когда в городе утихает жара, а вместе с этим и запах навоза, доносящийся с Конного переулка, становится чуть меньше, начинается ливень. В таких условиях не сложно лишиться рассудка или пойти на преступление.
“В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.”
Одни персонажи романа “Преступления и наказания” и правда кажутся сумасшедшими, другие поступают совершенно нелогично, заставляя сомневаться в их рассудке. Этому способствуют и погодные условия, и архитектура. Город, построенный на болоте, засасывает людей, меняя их. Соня Мармеладова жертвует собой ради маленьких детей мачехи, но потом отдает их в детдом, переключаясь на спасение Раскольникова. Обычно ее описывают как жертвенную, честную и трудолюбивую, с чем я разумеется согласна, но мне кажется, что безвыходное положение семьи привило ей комплекс жертвы. Эпилог романа показывает, что Сонечка способная модистка, но в Санкт-Петербурге она выбрала пойти по желтому билету. Раскольников так же как-будто лишен рассудка, но уехав в Сибирь он будто приходит в себя.
“...если к судьбе Раскольникова Петербург холоден и безразлично равнодушен, то этот город безжалостно преследует семью Мармеладовых.”
Раскольников конечно находится в тяжелом положении, но семья Мармеладовых, людей родившихся и живущих в Петербурге, как будто преследуется городом. Чудом Родион Раскольников избегает соблазнов, что город ему посылает. При этом Семена Мармеладова ужасно влекут кабаки и выпивка, Соне Мармеладовой приходится совершать греховные поступки, чтобы зарабатывать для своей семьи.
“Борьба с Петербургом оказывается не по силам бедному чиновнику. Город, это скопище людских пороков, выходит победителем в неравной борьбе...”
И отец и дочь Мармеладовы, и Раскольников как-будто борются с Санкт-Петербургом. Семен Мармеладов эту войну проигрывает, тратит все деньги на выпивку и увязает во всем ужасе, что творится вокруг него. Раскольников большую часть романа терпит поражение. Совершая убийства он еще больше становится похож на окружающий его Петербург и весь его мрак. Казалось бы своей теорией он отдаляет себя от всей нищеты и грязи своего района, но потом он к своему ужасу понимает, что сделал себя еще ближе к этому мраку, что Город одерживает победу в этом поединке. Спасает Раскольникова Сонечка. Женщина убеждает его признаться в преступлениях, после чего отправляется с ним в Сибирь, где оба они недоступны для мрачного влияния Города.
Цитаты из статьи: Е.В. Амелиной "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"
Комментарии
Отправить комментарий