"Матренин двор" - рассказ Александра Исаевича Солженицына.
Герой-рассказчик, которого зовут Игнатичем прибыл из мест заключения и ищет работу учителя в русской глубинке. Только третья деревня куда он приезжает удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. В третьей Игнатич остается у Григорьевой Матрёны Васильевной. Матрёнина изба — была та самая «кондовая Россия», которую он так долго искал.
Солженицын дал понять читателям, что осуждает отношение бюрократов к человеку. Рассказчик презирает власти, которые не назначили Матрёне пенсию, вынудившие ее работать в колхозе за палочки и не дают торфа. Игнатич решает скрыть преступление Матрёны, варившей самогон, за которое ей грозит тюрьма. Матрена часто помогала односельчанам и бесплатно работала в колхозе. Матрёне все-таки удалось оформить себе пенсию и на полученные деньги она купила себе зимние обновки, а оставшуюся сумму отложила на похороны.
Однажды Матрёна разоткровенничалась и рассказала Игнатичу историю своей жизни. В молодости она была влюблена в Фаддея, но он ушёл на фронт в Первую мировую войну и пропал без вести. Не дождавшись суженого, Матрёна вышла замуж за его родного брата, Ефима, который ее любил. Только не было в этом браке детей. Неожиданно вернулся Фаддей из плена и новость о свадьбе Матрёны и брата глубоко ранила его, но спустя время он подыскал себе жену с именем Матрена, и стал отцом шестерых детей. Григорьева Матрёна Васильевна очень любила племянников, с которыми постоянно нянчилась. Когда Ефим ушёл на фронт и не вернулся, Матрёна взяла к себе на воспитание племянницу Киру и воспитывала как родную дочь, а потом оставила ей в завещании горницу-пристройку.
Когда Кира подросла, она вышла замуж за машиниста и переехала. Она рассказала Матрёне, что для того, чтобы ей вступить во владение землёй, на ней нужно что-то построить. Было решено перевезти обещанную ей горницу. Приехал Фаддей с сыновьями и начал отделять пристройку от избы. Когда она была полностью разобрана, Фаддей повёз горницу в село, а Матрёна решила помочь ему. Это стало её роковой ошибкой: сани застряли на железнодорожных путях, став причиной гибели машиниста, сына Фаддея и самой Матрёны.
Никто в деревне по-настоящему не сожалел о смерти Матрены, и на её похоронах близкая родня и односельчане горевали лишь из правил приличия. Искренне горевала одна Кира. После этих трагических событий Игнатич переехал и вспоминал Матрену с душевной теплотой как о добром и заботливом человеке.
В центре рассказа находится нравственная проблематика, которая все еще остается актуальной. Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек, что показывает Фаддей. У него погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде. При этом, автор описывает добрую и заботливую Матрену, которая вместе с Кирой противопоставляется остальному обществу, что делает ввсе чуть радостней. Ведь если из добрых людей не одна матрена, то может их много? Хочу заметить, что автор обращает внимание на то к чему приводит эта доброта, но он показывает, что причина не в сущности этих людей, а в обществе.
Мистические мотивы в рассказе так же присутствуют. Это мотив неузнанного праведника (Матрены) и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу и сделал ее проклятой. Кроме того, Матрену саму называют проклятой из-за смерти всех ее детей. В молодости она предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший на Крещение котелок со святой водой.
Мне кажется важным, что нравственная проблематика поднимается в этом рассказе. Больше всего мне понравилось наличие в сюжете Киры, которая оставляет надежду на лучшее.
Комментарии
Отправить комментарий